Как дистанционные технологии способствуют органичному созданию безбарьерной среды? Об этом Учёбе.ру рассказала директор Института дистанционного образования МГИУ Елена Петровна Попова.
лауреат премии правительства РФ в области науки и техники
Среди обучающихся онлайн можно выделить три основные категории студентов. Первая — это современная молодежь, со школьного возраста использующая все достижения в области информационных технологий, умеющая пользоваться компьютером, знакомая с интернетом и не испытывающая трудностей восприятия при сетевом общении. Ко второй категории можно отнести работающих и занятых людей, которым необходимо получение второго высшего или дополнительного профессионального образования для дальнейшего продвижения по работе, однако они не готовы внести жесткие коррективы в свой рабочий график, поэтому выбирают онлайн-образование, которое позволяет гибко корректировать время, затрачиваемое на получение образования. Третья категория — это люди с ограниченными возможностями. Дистанционные технологии способствуют органичному созданию безбарьерной среды для граждан Российской Федерации и соотечественников, проживающих за рубежом, так как позволяют получать образование в удобном месте, с учетом особенностей восприятия информации людьми с ограниченными способностями. Дистанционные технологии позволяют успешно осуществлять учебную деятельность на любых расстояниях, без отрыва от производства, не нарушая обычного уклада жизни.
Зарегистрированный пользователь получает индивидуальную учетную запись (имя пользователя и пароль) в электронной системе дистанционного обучения (ЭСДО). После авторизации в системе пользователю доступны учебные материалы в соответствии с его учебной программой. Взаимодействие слушателей с преподавателями происходит на форуме для консультаций. В соответствии с расписанием по каждой дисциплине проводятся контактные занятия в формате онлайн-встреч (вебинаров). Тесты, контрольные задания, виртуальные лабораторные работы выполняются студентами удаленно. Электронная ведомость позволяет контролировать процесс изучения дисциплины студентами.
В наш институт дистанционного образования на заочное отделение поступает около пяти тысяч студентов в год. Ежегодно за академическую неуспеваемость отчисляется около 5-10% студентов. За последние годы увеличивается количество студентов, желающих получать образование с применением электронного обучения. Благодаря внедрению в образовательный процесс виртуальных лабораторных работ Институт дистанционного образования Московского государственного индустриального университета смог расширить линейку предлагаемых бакалаврских программ в области техники и технологии, что повлекло за собой рост доли студентов, обучающихся на инженерных направлениях.
Заочное образование всегда подразумевало высокий процент самостоятельной работы, традиционно студенты встречались с преподавателем либо два раза в год, либо, при технологии выходного дня, по выходным. Благодаря дистанционным образовательным технологиям общение с преподавателями возможно посредством форума ежедневно или по расписанию в режиме вебинара. Для оптимизации самостоятельной работы в электронной системе дистанционного образования (ЭСДО) созданы все условия, в том числе электронные лекции, промежуточные тесты для контроля усвоения материала, задания для самостоятельной работы. Как и для классического заочного образования, процент контактной работы с преподавателем в условиях применения дистанционных образовательных технологий составляет 8-10 %. В разработанных преподавателями электронных образовательных ресурсах по дисциплинам органично сочетаются теория и практические задания для самостоятельной работы, ориентированные на реальные практические ситуации.
По структуре дисциплин и получаемым компетенциям бакалаврские онлайн-программы ничем не отличаются от очных программ, основное отличие заключается в применяемых технологиях. В системе онлайн-образования студенты сами изучают теоретический материал с помощью разработанных преподавателями электронных образовательных ресурсов, а потом могут задать вопросы по сложным разделам преподавателю на форуме или обсудить с другими студентами в процессе вебинара.
Каждая дисциплина содержит весь необходимый учебно-методический материал: учебные пособия, слайд-лекции и мультимедиа контент. При необходимости слушателю предоставляется доступ к выполнению практических и лабораторных работ. Виртуальный лабораторный комплекс включает в себя теоретическую часть (описание оборудования, видеозапись работы) и программный эмулятор необходимого оборудования. По усмотрению преподавателя в рамках учебной дисциплины могут быть размещены любые дополнительные материалы (например, ссылки на внешние веб-ресурсы, видеозаписи очных занятий).
Весь текущий и итоговый контроль успеваемости студентов осуществляется в электронной системе дистанционного образования на основании заданных критериев оценивания. При выставлении оценок учитывается работа студента с учебной дисциплиной и результаты аттестационных заданий, таких как контрольные и обучающие тесты, письменные работы и рефераты, онлайн-встречи на вебинарах или в чат-комнатах.
Преподаватели заочного факультета являются действующими специалистами в своей области. Для них не составляет труда поделиться не только своими знаниями в рамках ведения дисциплины, но и привести примеры из своего опыта работы, показать, как полученные знания можно применить на практике. Например, с помощью видеороликов или 3D-моделирования они могут построить иллюстрации к лекции или практическому занятию.
Грамотно построенные дисциплины вызывают у студентов искренний интерес, что и способствует повышению мотивации.
На данный момент МГИУ предоставляет в свободном доступе некоторые разделы дисциплин для предварительного знакомства с процессом обучения и используемыми технологиями. В будущем возможно размещение ряда курсов МГИУ на национальной MOOC-платформе.
В ЭСДО работают преподаватели заочного факультета, знакомые со спецификой обучения студентов-заочников с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, прошедшие соответствующие программы повышения квалификации. За счет увеличенного количества часов самостоятельной работы студента в учебном плане учебный материал должен быть построен таким образом, чтобы студент смог практически самостоятельно изучить тематику дисциплины и закрепить полученные знания сдачей тестов и успешным прохождением виртуальных лабораторных работ. Преподаватели каждый день просматривают форумы дисциплины и оперативно отвечают на возникающие у студентов вопросы. Также на образовательный процесс и, в частности, на расписание проведения контактных занятий в формате вебинаров влияет географическое местоположение студентов и, соответственно, разные часовые пояса.
В МГИУ ведется активная работа по развитию единой информационно-образовательной среды. В разработке используются новейшие дистанционные образовательные технологии и учитываются требования новых нормативных документов. Разработчики электронной системы дистанционного обучения создают новые модули, позволяющие студентам и преподавателя максимально эффективно взаимодействовать в рамках учебного процесса. Последние два года в институте дистанционного образования МГИУ активно ведется работа по развитию дополнительного профессионального образования.
В образовательном процессе активно используются современные информационные технологии, лекции и семинары проводятся в режиме вебинаров, используются виртуальные лабораторные работы для симуляции реальных технологических процессов. Студенты вовлекаются в научную работу посредством проведения интернет-конференций и конкурсов научных работ. Ежегодно проводится конкурс на лучшую выпускную квалификационную работу. В процесс образования по инженерным направлениям активно внедряются современные программные продукты по моделированию в машиностроении, автоматизированных расчетов для инженерных задач. В планах института — применение технологии геймификации в образовательном процессе для повышения интереса слушателей к наиболее глубокому освоению образовательных программ, а также внедрение элементов проектного образования.
Обсуждение материала
Оставить комментарий