Мой город — Россия
Выбрать другой город:
Учёба.ру WWW.UCHEBA.RU
 

Необычные специализации для гуманитариев

Уникальные программы для гуманитариев, представленные всего в нескольких университетах и не имеющие аналогов на рынке высшего образования.
Анна Буланова
Главный редактор Учеба.ру
26 июня 2015

Относительно новое направление бакалавриата и магистратуры, находится на стыке гуманитарных наук и IT. На данный момент учиться по этой специальности можно только в одном вузе — Российском государственном гуманитарном университете. Направление предполагает расширенную гуманитарную и информационную подготовку в равных пропорциях. Наряду с углубленным изучением иностранных языков, истории, культурологии, социологии, философии, студенты проходят информатику, введение в компьютерную лингвистику, разные виды программирования, базы данных, технологии и средства разработки интернет-приложений. Выпускники направления могут работать программистами-разработчиками интеллектуальных систем (программы распознавания голоса, работы с текстом, базы данных), а также занимать должности редактора интернет-ресурсов, руководителя интернет-проектов, конструктора и оптимизатора сайтов.

Катя Насонова,
выпускница РГГУ

В этом году я заканчиваю РГГУ. В школе мне были интересны как языки, так и математика. Сочетание этих двух дисциплин в одной специальности меня и привлекло при выборе направления обучения. Тем более на Дне открытых дверей нам сулили в дальнейшем высокую востребованность в крупных компаниях, таких как «Яндекс», Google, ABBY.

На втором курсе я проходила практику при учёном совете РГГУ — пополняла базу данных диссертационных работ, на третьем курсе моя практика заключалась администрировании студенческого сервера. После третьего курса я начала самостоятельно искать работу. Мне хотелось набраться хоть какого-то опыта перед тем, как выпускаться. Резюме было небогатым, делала акцент на знание основ программирования, трудолюбие и ответственность, на поиске ушло лето. Конечно же сразу на высокооплачиваемую работу я не претендовала. Главное для меня было получить опыт работы по своей специальности. В итоге меня взяли в банк на полставки специалистом по дистанционному обучению сотрудников. В мои обязанности входило техническая поддержка внутреннего портала для сотрудников, разработка новых страниц и ресурсов, поддержка базы данных и ещё много мелких текущих задач. Сейчас, после окончания университета, меня переводят на полную ставку и наличие диплома о высшем образовании (тем более по специальности) будет только в плюс.

Магистерская программа НИУ ВШЭ предполагает две специализации, заложенные в названии. Будущие теоретические лингвисты изучают типологию, теоретическую русистику, компаративистику, современные методы анализа и представления языковых данных, грамматику редких языков. Акцент в обучении компьютерных лингвистов делается на программирование, математику, современные технологии извлечения и анализа языковых данных, электронные технологии в гуманитарных областях. Студенты участвуют в лингвистических экспедициях — исследуют языки в разных частях света, проходят стажировки в компаниях-партнерах, среди которых ABBYY, «Яндекс», исследовательский центр Samsung. В 2015 году для абитуриентов программы открыто 34 бюджетных места.

Даниил Скоринкин,
выпускник магистратуры НИУ ВШЭ

В бакалавриате я учился на деловой и политической журналистике, в 2014 году закончил магистратуру по компьютерной лингвистике. В определенный момент у меня случился своеобразный «кризис гуманитария» — только-только получив журналистский диплом, я вдруг с болью осознал превосходство и недостижимую крутизну технарей — программистов, инженеров, физиков-химиков и прочих носителей точного знания в виде формул, чисел и команд.

К тому времени я успел поработать редактором и корреспондентом в трех больших СМИ и немного разочаровался в себе как журналисте. Понял, что сидеть редактором на ленте новостей скучно, а бегать корреспондентом по пресс-конференциям в поисках эксклюзива гораздо лучше получается у улыбчивых сверхкоммуникабельных девочек. Мне же страшно хотелось какую-то более логичную, аналитическую, если хотите, структурную работу, где меньше разговоров и больше какой-то инженерии, системности, конструирования. Понятно, что развернуться на 180 градусов и уйти в какое-нибудь проектирование летательных аппаратов или ядерную физику я уже не мог, поэтому искал что-то сильное для гуманитария, но связанное с технарским миром. Узнав об открытии магистерской программы по компьютерной лингвистике, где преподают программирование и математику, я, конечно, сразу же решил поступать. Во время обучения места для практики нам искали наши руководители в университете, а мы выбирали из готовых вариантов. Я проходил практику в компании ABBYY, где сейчас и работаю в подразделении, которое занимается извлечением информации из текста. Моя задача — написание правил, преобразующих синтаксические деревья в формально описанные информационные объекты. Конечная цель нашей работы — создание «умных» систем обработки языка, которые позволяют автоматически добывать из огромного количества текста все нужное — людей, организации, даты, денежные суммы, участников сделок и многое другое. Такие системы позволяют сэкономить тысячи человекочасов монотонного малоинтеллектуального труда, которые высвобождаются для творческих и интересных задач.

Программа бакалавриата и магистратуры Международного учебно-научного центра египтологии им. В.С.Голенищева, который создан на факультете Истории искусств РГГУ при поддержке Посольства Египта в РФ. Направление объединяет изучение египтологических дисциплин, истории и искусствоведения. Студенты принимают участие в работе археологических экспедиций, где изучаются гробницы III тысячелетия до н.э., приобретают опыт обработки найденных памятников, знакомятся с методикой археологических раскопок, первичной реставрации и консервации. Выпускники программы работают в НИИ, научных отделах музеев, экспертами в области истории искусства и художественной культуры в организациях Министерства культуры, художественных галереях, аукционах, арт-менеджерами в области антикварного дела.

Виктория Ярмолович,
выпускница РГГУ

Я окончила РГГУ в 2013 году, училась по специализации «Искусство Древнего мира: искусство цивилизаций долины Нила», то есть египтология. Поступала изначально на египтологию, так как лет с десяти хотела заниматься изучением истории Древнего Египта. Но вместе с египтологией студенты получают профессию искусствоведа, которая является замечательной базой для такой специализации. Как студенты-искусствоведы мы проходили практику в разных городах России, где слушали лекции по истории искусства, а также в московских музеях. Одной из самой запоминающихся практик стала поездка в Египет, где у нас была возможность принять участие в Российской археологической экспедиции в Гизе Института Востоковедения РАН. После университета я искала работу сама, помог случай — зашла познакомиться с коллегами, работающими в Центре египтологических исследований РАН, и меня пригласили туда работать. На данный момент я являюсь соискателем степени кандидата исторических наук и работаю в ЦЕИ РАН на должности младшего научного сотрудника. В основной круг моих обязанностей входит участие в экспедициях ЦЕИ РАН, написание научных статей, участие в конференциях.

Направление бакалавриата и магистратуры, где готовят специалистов практически по всем странам и регионам афро-азиатского мира. Студенты изучают прикладные аспекты политики и экономики стран Востока и Африки, учат как минимум один из восточных языков и могут выбрать специализацию («Социально-экономическое развитие», «История народов», «Языки и литература стран Азии и Африки»). Востоковедение и африканистику можно изучать в Институте стран Азии и Африки МГУ, НИУ ВШЭ, РГГУ, Институте практического востоковедения. Во всех университетах действует развитая система международных связей, студенты проходят краткосрочные стажировки и долгосрочное обучение на базе ведущих азиатских университетов.

Надежда Мотина,
выпускница ИСАА МГУ

Я закончила ИСАА МГУ с красным дипломом год назад. Училась на социально-экономическом отделении в группе тайского языка. На самом деле, когда я поступала, хотела учить японский язык, но после распределения мне достался тайский, о чем теперь я совершенно не жалею. Меня всегда интересовали языки и математика, и хотелось найти смежную специальность. Специалистов по восточным языкам достаточно мало, поэтому я решила учить восточный язык. Плюс к этому на отделении мы углубленно занимались экономикой.

После третьего курса всем студентам был предложен академический отпуск на год и стажировка в стране изучаемого языка на этот период. Наша группа поехала в Таиланд, в университет Касем Бундит в Бангкоке, где мы оплачивали только коммунальные услуги в общежитии и личные расходы.

Работу выпускникам университет предлагает редко, поэтому я сама устроилась помощником генерального менеджера тайской авиакомпании Thai Airways. Занималась переводами, общением с клиентами — как тайцами, так и русскими, помогала шефу во всем, так как он таец и не говорит по-русски. Однако одновременно с этим я решила продолжать обучение в магистратуре НИУ ВШЭ на компьютерной лингвистике. Было очень сложно совмещать работу на полный день и вечернюю учебу, поэтому через полгода я уволилась. Сейчас я занимаюсь фрилансом — переводами и репетиторством, что тоже приносит неплохой доход.

Направление представлено в педагогических и социальных университетах — МПГУ, МГПУ, МГППУ, РГСУ. Студенты учатся организации работы с молодыми людьми в молодежных сообществах, изучают практику работы организаций, представляющих интересы молодежи, занимаются исследованиями проблем молодежи и молодежной политики. Участие в качестве волонтера в городских праздничных и спортивных мероприятиях, работа вожатым в летних лагерях, практика в детских центрах дополнительного образования — все это неотъемлемая часть обучения по этой специальности. Выпускники направления работают в федеральных, региональных и муниципальных органах по молодежной политике, центрах социального обслуживания, профориентации, трудоустройства молодежи, в молодежной прессе, в центрах международного молодежного сотрудничества.

Екатерина Петрова,
выпускница Московского городского психолого-педагогического университета

Я закончила университет год назад, моя специализация — управление молодежными проектами. Когда я поступала в вуз в 2010 году, это направление было новое и перспективное, больше всего меня в нем привлекала разработка социально значимых интересных проектов. Практику мы, в основном, проходили в детских лагерях и госучреждениях по работе с детьми. Университет всем студентам предоставлял место практики, но для меня это было неактуально, поскольку я всегда подрабатывала — занималась с детьми в центре дополнительного образования. В МГППУ есть отдел по трудоустройству, который предлагал несколько вакансий, но я этими предложениями не воспользовалась.

Работу я нашла сама с помощью интернет-сервиса, во многом благодаря тому, что на протяжении всей учебы была возможность подрабатывать и получать практический опыт работы. Кроме того, я участвовала в качестве волонтера в различных масштабных мероприятиях и проектах, что также помогло мне составить конкуренцию другим выпускникам и выглядеть более привлекательным сотрудником в глазах работодателя. Сейчас я работаю в издательстве специализированных журналов на должности проект-менеджера, веду уже имеющиеся проекты (интернет-портал и всероссийский форум), а так же запускаю несколько новых.

В 2015 году НИУ ВШЭ проводит первый набор на магистерскую программу по спортивному праву, которая открыта в ответ на потребность рынка — специалистов, способных юридически сопровождать профессиональный спорт, в России крайне мало. В течение двух лет студенты будут изучать расширенный «трудовой» блок дисциплин, который охватывает анализ трудовых отношений спортсменов и тренеров. В международном блоке предметов слушатели узнают о зарубежном опыте в сфере спортивного права, о международных спортивно-правовых актах и деятельности международных спортивных организаций, регулирующих труд спортсменов. Программа также предусматривает курсы по административному праву, социальной защите спортсменов и тренеров, охране труда и здоровья атлетов. Лучших студентов преподаватели программы будут рекомендовать в спортивные федерации и Министерство спорта, также в спортивных юристах заинтересованы оргкомитеты Чемпионата мира-2016 по хоккею и Чемпионата мира-2018 по футболу, профессиональные спортивные клубы.

Анна Буланова
Главный редактор Учеба.ру
26 июня 2015
 

Обсуждение материала

Оставить комментарий

Cпецпроекты