Мой город — Россия
Выбрать другой город:
Учёба.ру WWW.UCHEBA.RU
 

Всему свое время: английский для каждого возраста

Нужно ли переживать, если ребенку уже пять, а он еще не говорит по-английски? С какого возраста учить правила? Как увлечь подростка иностранным языком? Как научиться разговаривать, а не только читать, и надо ли сдавать международные экзамены? В рамках совместного спецпроекта «Учёба.ру» и школа «ВКС» решили разобраться, какие методики подходят для разных возрастов.
Наталья Афанасьева
25 августа 2017
1 комментарий
Фото: Davide D'Amico / Flickr / CC BY-SA 2.0
Ольга Конноли,
директор по образованию ВКС-ih,
Applied Linguistics from the University of Portsmouth (Великобритания), Cambridge DELTA

С точки зрения методики преподавания иностранного языка, ученики делятся на четыре возрастные группы:

  • дошкольники (от 3 лет),
  • младшие школьники (7-9 лет),
  • школьники (10-12 лет)
  • и тинейджеры (13-16 лет).

Каждая из этих групп имеет свои особенности, которые педагоги учитывают, разрабатывая программу. Ведь многие методики и подходы хорошо работают в одном возрасте, а в другом не работают вообще: происходит умственное и эмоциональное развитие, появляются новые умения и знания, а какие-то качества, наоборот, исчезают.

Родителей часто волнует вопрос: с какого возраста нужно начинать учить язык? Есть мнение, что чем раньше, тем лучше. Но никаких универсальных рецептов тут нет, все зависит от обстоятельств. Одно можно сказать наверняка — ничего не произойдет страшного, если человек начнет учить английский не в 4 года, а в 7 или даже 9 лет.

Конечно, маленькие дети обладают качествами, которые помогают им достаточно беспроблемно погрузиться в языковую среду: они легко имитируют речь, у них еще нет боязни общения и страха совершить ошибку при разговоре. Они ближе всего к естественному освоению языка — и это бесспорное преимущество. Однако обучение у них идет очень медленно, без постоянного повторения малыши все очень быстро забывают, и языковые навыки у них не откладываются в долговременную память. Бывает так, в 4 года ребенок разговаривал на английском целыми связанными фразами, а потом некоторое время не занимался и все моментально забыл.

Ребенок, который начал заниматься в 7 лет, быстро догонит того, кто начинал в 4 года. Буквально за пару месяцев они сравняются. Дело в том, что к этому возрасту память уже достаточно развита. Кроме того, в школе человек становится профессиональным учащимся, у него появляются новые навыки, он начинает понимать, как организовать свой учебный процесс и сфокусировать внимание.

Для маленьких детей ничего, кроме игры, для занятий не подходит — они естественно общаются на чужом языке, не думают про перевод, просто поют песенки, играют, им все понятно из контекста. Когда дети подрастают, изучение языка становится более академичным, хотя в начальной школе игровая форма все-таки должна превалировать.

Очень большая ошибка нашей образовательной системы, кажется, состоит в том, что в школе начинают учить язык с грамматических правил: учителя ругают за ошибки, требуют правильного употребления форм. В начальной школе ребята еще не готовы анализировать язык и не могут запоминать правила — все это потеря времени и сил. Примерно до 10 лет для изучения языка годится только фразовый подход. Ребенок запоминает не слова, а «кусок языка» — фразу целиком. Он учится ей пользоваться и таким образом набирает и активирует словарный объем.

Изучение иностранного языка можно сравнить с тем, как человек учится говорить на родном. Ведь мы не учим детей правилам, не рассказываем им, что есть подлежащее и сказуемое. Сначала они просто естественным образом копируют речь взрослых, учатся строить предложения и только потом узнают, что используют множественное число, первое склонение или прошедшее время.

Только в возрасте около 10 лет ребенок готов анализировать язык: порядок слов, времена, формы, грамматическую структуру и закономерности. К этому моменту у него уже должен быть сформирован хороший словарь, наработан опыт общения фразами.

А вот изучение языка у подростков уже мало чем отличается от уроков для взрослых людей. Разве что темы тут немного другие и занятия должны быть более продвинутыми с технологической точки зрения.

В средней школе дети становятся профессиональными студентами: они знают, как учиться, как организовать свое время на уроке и дома, как вести записи. Они понимают свои индивидуальные особенности: что им помогает учиться, а что мешает. У них уже выработаны образовательные стратегии, есть большой словарный запас и кругозор, который позволяет рассуждать на любые темы, даже философские и абстрактные. Все это, конечно, можно использовать для изучения языка. Кроме того, подростки — самая мотивированная группа учеников. Они, как правило, ориентированы на конкретную цель: хорошо сдать экзамен, поступить в вуз, поехать учиться в другую страну.

К сожалению, как раз на этом этапе обычно проявляется одна из самых главных проблем в изучении языка: учащиеся понимают, что вроде бы знают правила, читают и переводят тексты, пишут тесты, а разговаривать на английском не могут все равно. Причина элементарна — говорить люди не умеют потому, что не учились говорить, не уделяли внимания разговорной практике. Для того чтобы научиться водить машину, недостаточно запомнить ПДД и пройти инструктаж — нужно еще ездить на машине. С языком так же. Можно выучить все правила назубок, знать кучу слов и узнавать их в тексте, но при этом не говорить.

Решение этой проблемы и простое, и сложное одновременно: тем, кто хочет говорить, надо говорить. Здесь можно воспользоваться коммуникативной методикой. Каждое занятие происходит так: задается тема (например, погода), учитель знакомит с лексикой, повторяет необходимые грамматические конструкции, отрабатывает произношение (мы называем это «презентацией»). Все это занимает 10 минут, а в оставшиеся полчаса ученики разговаривают друг с другом: задают вопросы, отвечают. Потом задание меняется: обыгрывается жизненная ситуация, скажем, пикник. И тут уже новая лексика, связанная с погодой, отрабатывается вместе с ранее пройденными темами — скажем, про одежду и еду. Все это время разговаривают студенты, а учитель молчит. Суть коммуникативной методики — нацеленность на ученика: три четверти времени на уроке он использует язык, а не наоборот, когда учитель говорит, а те, кто учит язык, молчат. Коммуникативная методика подходит для всех возрастов, но темы и ситуации, естественно, будут разными.

Ну и, наконец, что касается экзаменов. Здесь все зависит от цели: понятно, что те, кто собирается учиться за границей, вынуждены сдавать экзамен на уровень английского. К любому экзамену нужно готовиться: даже с самыми замечательными способностями без знания формата и тренировки по экзаменационным заданиям высокого балла не получить.

Нужно ли сдавать международные экзамены, если конкретной цели нет? Стоит понимать, что в кембриджских экзаменах для детей (Cambridge English Language Assessment) никакого прикладного смысла нет. И все же, хорошо это или плохо, сейчас в мире появился отчетливый тренд на «экзаменифицированность». В мотивационном смысле тесты Cambridge English очень полезны: ребенок приобретает ценный опыт подготовки, понимает, что для того чтобы достичь цели, надо работать. Кроме того, сами экзамены никак нельзя назвать скучными, к ним интересно готовиться. И, самое главное, Cambridge English невозможно провалить, ведь здесь нет отрицательного результата. Участвуя в таких экзаменах, можно научиться справляться со стрессом, что пригодится для дальнейших испытаний.

Материал подготовлен при поддержке Сети школ иностранных языков BKC-ih

Наталья Афанасьева
25 августа 2017
1 комментарий

Обсуждение материала

Оставить комментарий

Cпецпроекты